Советы психолога

Ученикам

Несколько полезных советов для более успешной тактики тестирования:

Сосредоточься! После заполнения бланков регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы. «Спеши медленно»! Жесткие временные рамки не должны влиять на качество ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, освободишься от нервозности, голова начнет работать более ясно и четко, ты войдешь в рабочий ритм. Вся твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо не добрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

 

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Читая новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому правила и формулы, которые ты применил в одном (уже решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают правильно решить новое задание.

Забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам)! Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном — двух вариантах, а не на всех пяти — семи (что гораздо труднее).

 

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе пришлось пропустить («второй круг»).

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! Выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тесты рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

             Подготовка к экзаменам

Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

Для начала хорошо определить, кто вы — «сова» или «жаворо­нок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин занятий, затем 10 мин — перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто рас­скажите маме. Другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.

 Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, что­бы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что — только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.

Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому  предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

 Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) — в общем научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.

 Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но — внимание! — сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не «зацикливайтесь» на них.

       Накануне экзамена

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом — на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подроб­ности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаянии, в которой надо уметь за себя постоять.

                       Во время экзамена

Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.

  1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
  2. Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос
  3. Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20—25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 мин, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, — это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.
  4. Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.
  5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.
  6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.
  7. Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.
  8. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.

 

Что делать, если…

— …вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т. п.;

 — …вообще ничего не знаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще…» Хотя, конечно же, лучше играть по правилам; — …на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили;

— …вы уже почти кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о …» Говорите, например, так: «Вернемся к  (название пункта плана). Я хотел бы добавить…» или так: «Кроме того, надо сказать, что …», «Следует подчеркнуть»;

— …вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили; — …экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже, «кидают» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства и с достоинством держаться;

— …вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профес­сионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;

— … вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;

 — …вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;

— …вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчиты­вали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию.

И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.

Уверенность

— это свойство личности, отражающее обоснованное самоуважение, целеустремленность, проявляющееся в самообладании и ясном выражении своих чувств, потребностей и отношений. Это чувство отсутствия сомнений, основанное на объективном знании и опыте.

  • Уверенный в себе человек умеет достигать своих целей и выражать свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих.
  • Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется «на равных», вне зависимости от положения, которое те занимают.
  • Уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других людей.
  • Уверенный в себе человек легко и свободно движется, и в пространстве и во времени своей жизни. Его походка легка, движения красивы, голос может быть и громким командным и бархатным ласковым и тихим задумчивым, он чувствует атмосферу и элегантно вписывается в нее, он сам создает атмосферу.
  • Уверенный в себе человек знает свои ресурсы и свои недостатки и спокойно и умело владеет и тем и другим.
  • Человека, который выглядит уверенным, лучше слушают. Ему чаще доверяют, спрашивают совета. С ним скорее захотят совершить сделку, легче воспримут в качестве руководителя.


 Как вырабатывается уверенность, состояние внутренней силы?

Первый этап — развитие и удержание внутреннего состояния уверенности

Второй этап — постановка «корсета уверенности», уверенный взгляд, позы, уверенная манера ходьбы, уверенный голос.

Третий этап— тренировка моделей уверенного поведения.

Четвертый этап- принятие жизненных правил уверенного человека.

«Формула уверенности в себе»

Я один из шести с половиной миллиардов людей, живущих на Земле.

Но я не такой как все,  я особенный.

Я индивид.

Во мне много хорошего

и не много не очень хорошего, и я это изменяю в себе в лучшую сторону

Я многого не знаю,

но стремлюсь многое узнать.

Я многое уже умею,

и это вселяет в меня уверенность

Я уверен, что справлюсь, с любыми трудностями.

В моем сердце умные, мудрые мысли.

В моей голове   добрые слова.

Я уверен, что справлюсь, с любыми трудностями.

Я уверен в себе! Я уверен в себе! Я уверен в себе!

 

 

Сегодня хотелось бы предложить несколько психологических приемов и упражнений, которые могут помочь научиться расслабляться, справляться с волнением, чувствовать себя спокойно и уверенно. Но для начала предлагаю  ответить  на вопросы теста.

Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»

За каждый положительный ответ начислите себе по 1 баллу.

  1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.
  2. Больше всего на свете я боюсь получить «двойку».
  3. Я готов на все, чтобы получить «пятерку».
  4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.
  5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.
  6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.
  7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.
  8. Мне трудно выступать перед классом.
  9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.
  10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.
  11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.
  12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.
  13.  

Сложите набранные баллы.

0 — 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.

5 — 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.

9 — 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.

Упражнение 1. Экзамен и здоровье (А.В. Микляева, П.В. Румянцева)

     Для выполнения этого упражнения тебе понадобятся белый лист бумаги А4 и простой карандаш, цветные карандаши. На одной из сторон листа необходимо нарисовать контурный рисунок человека. Задание: цветными карандашами вам предстоит отметить на рисунке «зоны экзаменационного риска» для здоровья (например, голова(мозг), «глаза» и т.д.). А теперь попробуем ответить на вопрос «Как помочь заштрихованным частям организма в период подготовки и сдачи экзамена?» Результат фиксируем на листе.

     Подумайте и ответьте на вопрос «Где мое волнение живет?», отметь это на контуре человека. Как обычно ты справляешься с волнением и/или тревогой? Зафиксируй это на листе.

Упражнение 2. Лесенка

     Для выполнения этого упражнения тебе понадобятся белый лист бумаги А4 и простой карандаш. Подумай и напиши 5-10 ответов на вопрос «Что меня беспокоит и заставляет волноваться перед экзаменом?» (Например, «Большой объем материала по предмету», «Экзаменационная оценка», «Ситуация экзамена: ответ на вопросы билета перед преподавателем», «Боюсь все забыть и перепутать» и т.д)

     На обратной стороне листа нарисуйте лесенку, состоящую из 5-10 ступенек (сколько ответов — столько и ступенек). Расположите на ступенях свои ответы по силе переживаемого вами в связи с ними волнения (тревоги).

     А теперь предлагаю попробовать подниматься по воображаемым ступенькам и учиться справляться с волнением. Для этого закройте глаза, визуально представьте ситуацию и попытайтесь расслабиться. Интересно кто сумеет добраться до самой верхней ступеньки, и справиться с волнением?

Упражнение 3. Воздушная медитация (Майк Джордж)

     Это простое медитативное упражнение поможет Вам восстановить спокойное дыхание.

Его можно порекомендовать как профилактическое в любых эмоционально сложных ситуациях. Оно вообще способствует восстановлению полного контроля над голосом.

  1. Удобно устройтесь в кресле и закройте глаза. Кругом не должно быть посторонних звуков. Медленно выдыхайте воздух через рот. Представьте себе, что ваши мысли – это мыльные пузыри, которые стайками покидают Вас при каждом выдохе. Ветерком их относит прочь, и Вы ощущаете успокоение и расслабление.
  2. А теперь начинаем дышать носом. Не спеша, делаем глубокий вдох и выдох. Сосредоточьте свое внимание на этом процессе. Постарайтесь увидеть внутренним взором воздух, послушно входящий и выходящий из ваших легких.
  3. Теперь полностью сосредоточьтесь на выдохе. Он должен быть длинным и плавным. О вдохе вообще думать не надо.
  4. Возможно, Вы вскоре почувствуете, что внимание начинает рассеиваться. Соберите его снова на струе воздуха, проходящей через нос. Переживайте процесс дыхания как можно ярче всем своим существом.

     Продолжайте до тех пор, пока вам не надоест. Повторяйте это упражнение каждый день, и вскоре Вы вернетесь к естественному дыханию.

  1. Психологическая техника «Созидающая визуализация».

Она проста в применении. В период подготовки к экзамену нужно представлять себе (визуализировать) процесс сдачи этого экзамена.

Визуализацию лучше всего делать перед сном, в расслабленном состоянии, лежа в постели, соблюдая следующие правила:

  1. Представляемая сдача устного экзамена должна доставлять удовольствие. Это возможно только в том случае, если Вы представляете себе, что Вы отвечаете уверенно, красиво; выглядите при этом тоже уверенно, и речь Ваша звучит гладко, без запинки; слова находятся легко, а мысли появляются быстро.
  2. Вы видите и слышите не только себя (и нравитесь себе!), но и экзаменаторов: они поощряют Ваш ответ изменением мимики, жестами, сдержанными кивками головы, может быть, даже улыбками. Вы должны представлять себе, что им нравится Ваш ответ.
  3. Вы визуализируете весь процесс каждый раз по-разному: изменяете место действия (знакомая обстановка класса, незнакомые аудитории, залы), меняете расположение столов и места Вашего ответа, меняете лица экзаменаторов (знакомые учителя, незнакомые преподаватели).

Этот пункт упражнения очень важен. Он позволяет закрепить настрой на удачный результат, таким образом психологический эффект продолжает работать и в незнакомой обстановке, например, при поступлении в вуз.

  1. У Вашей визуализации должен быть «хэппи энд»: Вы представляете, что в конце Вашего ответа экзаменаторы выражают Вам одобрение и выставляют соответствующую оценку. Эту оценку Вы также должны увидеть и услышать.

При самостоятельном выполнении это упражнение не составит для Вас трудностей.

 

Родителям

Наш век называют веком информации. Любой человек может найти интересующую его информацию в интернете, но обилие информации не является само по себе гарантом того, что человек будет применять полученные знания в своей жизни. Поэтому, врач Ида Белых, считает, что самое главное сейчас, остаться в живых, в самом буквальном смысле этого слова, сохранить свое физическое и психическое здоровье, шутливо называет себя «современным проповедником» и несет свои знания в массы: читает лекции в школах и трудовых коллективах.

Я по профессии врач-невролог. И в своей работе наблюдала как не защита жизни, иногда простая неосторожность приводит к трагедиям: молодые, сильные ребята превращались за несколько секунд в глубоких инвалидов. Часто это были ДТП, падения с высоты. Видела много страдающих людей, особенно мам, которым тяжело смириться с тем, что ресурс человеческого тела не безграничен и бывают очень тяжелые случаи, когда не все функции тела восстанавливаются. Вся семья переходит в совершенно другой режим жизни, если дома есть человек, нуждающийся в уходе: который не может самостоятельно ходить, говорить, кушать. Это очень тяжело для самого пациента и для всей его семьи. Порой нужны годы на восстановление утраченных (за 1 секунду) функций организма.

Сейчас больше стало даже не травм, а инсультов и они сильно помолодели. Недавно, к коллеге поступила на лечение пациентка с инсультом, а ей всего 19 лет. Накануне она была молодая и красивая девушка, полная планов и радужных надежд. Ночь провела в клубе, а утром случился инсульт. И это не единичный случай, а ведь в умах людей укрепилось мнение, что инсульт это болезнь старых и пожилых людей, так вот сейчас большинство пациентов с инсультом, это люди не достигшие 40 лет.

Чаще всего, после инсульта, человек не может полностью контролировать и легко управлять собственным телом, ему приходиться прикладывать массу сил, времени, воли и денег, чтобы что-то сделать. Я часто задумывалась, почему молодые ребята так легкомысленно относятся к такому важному ресурсу как здоровье? И приняла для себя решение «стать попугаем»: использовать любую площадку, любой случай, чтобы говорить о здоровье, о важности его сохранить. Чтобы у человека осознанно формировалось ценностное отношение к своему здоровью.

Все ценности человека закладываются в семье. Здоровье, как ценность, тоже закладывается в семье родителями, решила начать с родителей. Как общественник, я занимаюсь лекторской работой более 20 лет. На моих глазах, изменились отношения в семьях, особенно это заметно в отношении детей. Многие родители передали свои функции по воспитанию сначала телевизору, сейчас на гаджеты. Но ни одна технологическая новинка до сих пор не может дать ребенку любовь, внимание и заботу.

И хочется отметить еще одну тенденцию: родители часто не считаются с мнением своих детей при выборе профессии. А ведь, тот факт, что человек делает, то, что не любит, также негативно влияет на состояние здоровья. Получается, его в детстве лишили возможности идти своим путем. Поэтому, я также занимаюсь профориентацией детей. Считаю, что родители не должны вмешиваться в жизнь своих детей и реализовывать свои несбывшиеся желания в них. Так как ребенок, уже родился со своими способностями и наклонностями, и задача родителей, наблюдать, выявить и помочь развить то, что у него лучше всего получается. Пример: мальчик хотел работать своими руками на земле, был бы хорошим фермером, но родители настояли, чтобы он получил высшее образование. Сейчас он нигде не работает, оторван от своих корней и живет в городе, перебивается случайными заработками, которые спускает на выпивку. Стал он счастливым в своей жизни, вряд ли. Его родители, счастливы? Думаю, нет.

            Можете дать самый главный совет родителям?

ИБ       — Общаясь с ребенком, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с вами. Потому, что ребёнок не навсегда будет с вами. Очень скоро он вырастет и уйдет из вашего дома. Вспомните, как вы сами в детстве пытались не огорчать своих родителей, но они всё равно не радовались. Психика ребёнка ориентирована очень просто: маленькие дети любят и хотят радовать родителей. Радуйтесь самым маленьким успехам ребёнка (если вы не можете радоваться просто так). Нужно чаще говорить о своих чувствах.

воспитывайте детей в позитивном ключе, ведь дети — это часть взаимоотношений в семье. Дети не всегда одинаковы: они растут и меняются физически – меняются их тела, меняется их поведение, эмоции, отношения. И тут главным принципом правильного воспитания детей выступает принцип постепенности: нельзя требовать от ребенка 3 лет, то, что может уже понять 13-летний ребенок.  

В воспитании детей условно выделяют 3 больших периода:

первый период: от рождения до 5 лет ребенок царь – родители его балуют, ничего не запрещают, и не занимаются нравоучениями, ведь ребенок их не может понять. Самая большая ошибка родителей, которую они могут совершить со своими детьми в этом возрасте, это то, что имея возможность не отдавать ребенка в детский сад, отправить их туда;

второй период: от 5 до 14 лет ребенок – ученик. Потому, что именно в этот период времени у ребенка есть потребность играть и в игровой форме лучше всего усваивается информация.

третий период: с 14 лет до бесконечности ребенок – друг. Родители в этот период уже должны думать над тем, как и что говорить ребенку, должны общаться с ним на равных и относится, как к другу.

Это примерные схемы, по которым родители могут понять, как общаться с ребенком в разном возрасте. Эти этапы нельзя путать между собой . Потому, что это может привести к негативным последствиям. У ребенка есть также два переходных периода: малый переходный период в 5 лет и большой переходный период – примерно в 14 лет.

Если ребенок до 5 лет находится в дискомфорте и ему, что-то не нравится – он плачет. И чтобы его успокоить, нужно устранить причину или отвлечь ребенка. С 5 до 14 лет ребенок обижается, молчит и отдаляется. Может даже убежать из дома. С 14 лет психика подроста укрепляется, он начинает сопротивляться и дерзить.

ВК       Значит, в разный период, с ребенком нужно общаться по разному?

ИБ       — Да, ведь как я говорила, ребенок растет и меняется, меняется его поведение по отношению и окружающему миру. Я чуть позже приведу реальный пример, но сейчас хотела бы более подробно остановиться на возрасте до 5 лет. И отметить, какие слова не должен слышать ребенок до 5 лет.

Поскольку ребенок до 5 лет воспитывается в стиле «Царь», то есть когда ваш ребенок не слышит ничего, что не хотел бы слышать настоящий царь или правитель. А именно…. слова «нельзя» и «нет». До 5 лет ребенок не может анализировать. Ему нечем, сознание еще слабое. Маленький ребенок просто не понимает, почему..нельзя. Если ему настойчиво говорят, что нельзя – ребенок воспринимает это как мама – злая, а я плохой. И меня не любят. Это как женщина, которая не слышит критику от мужа. Или как муж, который не слышит критику от жены. В этом возрасте ребенка нужно отвлекать от того, что не нужно делать, на то, что можно делать. А говорить, что нельзя бесполезно. Если ребенок лезет гвоздем к розетке, то он не виноват: он изучает мир. Виноваты взрослые, которые допускают это. Нужно чтобы взрослые просто оградили ребенка от того, что для него опасно. Другими словами ребенок до 5 лет, нуждается в том, чтобы о нем заботились и защищали.

А вот реальный пример: В одной семье 5 летний мальчик вечером не хотел ложиться спать. Один раз отец сказал сыну: «Сын у нас у всех в семье есть обязанности. Твои обязанности – это помогать маме, ходить в садик, вовремя ложиться спать, утром ты сам застилаешь постель и чистишь зубки». Этого хватило. Почему? Потому, что ребенку объяснили и он понял.

Этот же мальчик когда чуть подрос, не хотел выключать компьютер, он играл в какую то увлекательную игру. Отец подошел и сказал ему: «Давай договоримся как мужчина с мужчиной, через час выключаем компьютер. Договорились? Давай пожмем друг другу руки как мужчины». Через час мальчик не хотел выключать компьютер, игра была интересная, хотел уже заплакать, но отец сказал: «Ты же мужчина, не девочка, мы с тобой договорились. Руки друг другу пожали как мужчины». И мальчик согласился и сам выключил компьютер. Что сделал папа? Он объяснил, подсказал, как поступить правильно и ребенок понял. Очень важно подсказывать ребенку как в той или иной ситуации нужно поступать правильно, спокойно, без критики.

Это то самое пресловутое «что такое хорошо и что такое плохо» о котором кроха-сын спрашивает отца в известном стихотворении.

Раз я уже привожу реальные примеры, то позвольте, приведу еще один: история про врушу. Одна маленькая девочка была в гостях у своей бабушки и случайно разбила чашку. И не стала признаваться в том, что это она разбила чашку. Она сказала, чашка сама разбилась. Ее стали называть вруша. Когда с девочкой поговорили, она рассказала, что она у бабушки поднимается давление, когда она волнуется. И мотивом поведения девочки в данном случае была забота о здоровье бабушки.

ВК       Есть ли у Вас какие-нибудь данные (статистика, практика) о том, какое здоровье у современных детей?

ИБ       Я считаю, что дети – наше самое главное богатство, поэтому мы, как родители, должны сохранить их здоровье и научить детей бережно относится к своему здоровью, сохранять и укреплять его. Поэтому, нужна пропаганда медицинских знаний о здоровье, пропаганда трезвости и долголетия.

По данным медицинских осмотров российских педиатров в настоящее время только один из десяти первоклассников является абсолютно здоровым. При окончании школы из 100 выпускников абсолютно здоровыми являются только двое. По распространенности среди школьников: 1 место занимают болезни позвоночника; 2 место – заболевания органов зрения; 3 место – заболевания нервной системы. 

ВК       От каких основных факторов зависит здоровье человека ?

ИБ       — По данным Всемирной Организации Здравоохранения здоровье зависит от четырех основных факторов:

  1. Наследственность — 20%.
  2. Окружающая среда — 20%.
  3. Уровень развития медицины и состояние медицинской помощи-10%.
  4. Социальные условия и образ жизни человека — 50%.

Таким образом, главным фактором, влияющим на здоровье, является образ жизни человека, его поведения.

ВК       Значит основополагающим для здоровья является образ жизни человека, его повседневные привычки и поведение? Тогда вытекает следующий вопрос: от каких факторов зависит поведение человека?

ИБ       — Поведение человека в свою очередь зависит от его эмоций (чувств), его отношения к своему здоровью и своей жизни в целом. Эмоции чувства человека зависят от его мыслей (ценностей, мировоззрения). Проблема не в том, что нет времени, нет денег и т.д. Проблема в осознании человеком, что для него является истинной ценностью. По данным статистики в развитых европейских странах фактором, занимающим первое место по значимости, является здоровье. В России здоровье по значимости занимает седьмое место.

Вспомните рекламу: «О чем он думает сейчас?» Мы думаем о долголетии. Мы делимся своими мыслями с другими людьми и активно действуем, пропагандируя знания, которые помогают сохранить человеку жизнь и улучшить ее качество.

Здоровый (гармоничный) образ жизни слагается из пяти основных компонентов:

  1. Творческий труд.
  2. Стремление быть здоровым.
  3. Образование, знания.
  4. Духовность.
  5. Бережливое отношение к природе.

Большое значение имеет полезные привычки: зарядка по утрам, правильный режим дня, когда в световой день человек находится в вертикальном положении, а ночью – в горизонтальном. Питание человека – это то, из чего состоит человек и то, что должно помогать ему восстанавливать свои клетки, мышцы, кости и т.д. Питание должно быть аутентичным, то есть человек, в большей степени должен есть, то, что выросло на земле, где он живет. Здесь, в оздоровлении нам могут помочь растения. Древние люди широко использовали различные растения в своей жизни. Для пищи, для лечения, для поддержания красоты и т.д. Это было неслучайно.

В растениях содержится большая жизненная сила (энергия). Современным людям нужно научиться вновь, использовать энергию зелени и растений. Нужно использовать силу природы для питания и обновления клеток. Растения тысячи лет кормили и лечили людей и животных. Растения не поедают друг друга, как некоторые животные. Не ходят на войну. Они питают энергией добра и любви все живое вокруг. Нужно самим это вспомнить и рассказать людям.

Человечество и современная наука накопили немало знаний о том, как можно сохранить, сформировать и укрепить здоровье человека. Захочет ли человек овладеть этими знаниями, использовать их в своей жизни зависит от самого человека.

ВК       Получается, люди сами выбирают, быть или не быть здоровыми?

ИБ       — Да, так получается. Все решения, определяющие его жизнь, человек принимает сам и ответственность за свое здоровье и здоровье своих близких, детей несет сам человек. Поэтому, даже в выборе своих привычек нужно быть осознанным и сделать правильный выбор. Здоровье определяет качество жизни человека, от качества жизни зависит успех или неуспех в жизни, поэтому нужно сохранить свое здоровье и активное долголетие.

ВК      

Спасибо большое за общение.

Сегодня все больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет. При этом все большее распространение получает подключение по высокоскоростным каналам, как на работе, так и дома. Все большее количество детей получает возможность работать в Интернет. Но вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей в Интернет. Так как изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей.

А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые?
         Следует понимать, что подключаясь к Интернету, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.

Какие угрозы встречаются наиболее часто?

  • Угроза заражения вредоносным программным обеспечением (ПО). Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.
  • Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера.
  • Контакты с незнакомыми людьмис помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы.Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи.
  • Неконтролируемые покупки. Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.
  • Интернет это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, чтокак и наш реальный мир, всемирная паутина так же может быть весьма и весьма опасна.

Рекомендации, с помощью которых посещение Интернет может стать менее опасным для ваших детей:

  • Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет.
  • Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.
  • Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, использовании онлайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
  • Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
  • Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками;
  • Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни;
  • Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
  • Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
  • Как научить детей отличать правду ото лжи в Интернет?
    Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек.Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научитеребенка проверять все то, что он видит в Интернет.
  • Не повышайте тревожность абитуриента накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Детям всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то юноши в силу возрастных особенностей могут эмоционально «сорваться».
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше дети боятся неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием детей, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки, не допускайте перегрузок, объясните детям, что они обязательно должны чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Обратите внимание на питание: во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте их с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно
  • выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой.
  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте детей ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Накануне экзамена необходимо как следует выспаться. Не беспокойтесь о количестве баллов, которые ваши дети получат на экзамене, и не критикуйте их после экзамена. Внушайте им мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность детей и обеспечить подходящие условия для занятий.

 

Педагогам

Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств в школе, является одной из главных целей работы педагога с детьми. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося жестокому и пренебрежительному отношению. Эмоциональное состояние низкая самооценка, пассивность; сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи; беспокойство, повышенная тревожность. депрессивные состояния, печаль. Поведение оппозиционное; заискивающее, регрессивное; несоответствуюшая возрасту ответственность; саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли). возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, девиантное поведение. Интеллект снижение или полная потеря интереса к школе; задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития; снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость; нарушения речевого развития, заторможенность в ответах, при выполнении заданий; трудности запоминания, концентрации внимания. Взаимоотношения с окружающими неумение общаться с людьми, дружить; отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие; стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним; требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению; агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам; роль “козла отпущения”. Физическое состояние маленький рост, недостаточный вес; гигиеническая запущенность, неопрятный вид; психосоматические заболевания, неврозы; постоянный голод и/или жажда; мастурбация. Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого. Безусловно педагог должен знать законы о защите прав ребенка, признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения, особенности поведения родителей или законных представителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку, правила организации общения, установления контакта с ребенком, умение внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение. В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком нужно немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. В отношении ребенка необходимо постараться разговорить его, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. В целом, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления). Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу. Для этого необходимо: — наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение; — понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты; — уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите! Давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!  


  • Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
  • Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
  • Помогайте избежать ошибок.
  • Поддерживайте выпускника при неудачах.
  • Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
  • Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
  • Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

 

Советы классному руководителю

Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента.

Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.

Экзаменационная (тестовая) тревожность

Экзамены представляют собой нелегко, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса:

  • нарушение ориентации, понижение точности движений;
  • снижение контрольных функций;
  • обострение оборонительных реакций;
  • понижение волевых функций.

Именно поэтому крайне необходима психолого-педагогическая  помощь, как во время подготовки, так и во время проведения ЕГЭ.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок.
  • Помогите детям распределить темп подготовки по дням.
  • Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

В подготовительный период рекомендуем:

  • Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.
  • Не нагнетать обстановку.
  • Повысить степень «прозрачность» подготовки и проведения ЕГЭ.

Психологические рекомендации организаторам ЕГЭ

Какие факторы могут повлиять на создание атмосферы спокойной, творческой активности учащихся?

Состояние самой аудитории:

  • Аудитория должна быть чистой, ухоженной, желательно с комнатной зеленью. Наличие зеленого цвета помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме этого зеленый в целом благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.

Как создать позитивный психоэмоциональный настрой участников ЕГЭ

  • Начало любого контакта, особенно с незнакомыми людьми, — это прежде всего улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.
  • Словесные установки учителя-организатора должны повышать уверенность ученика в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, том больше вероятность сделать ошибку.
  1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение. Процесс обучения станет более эффективным, если организовать самопреподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а так же он должен хорошо знать себя. Любые действия должны быть осмысленными. Это относиться и к тому , кто требует действия от других
  2. Развитие внутренней  мотивации  — это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно , чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности , были не только поняты , но и внутрине приняты , то есть чтобы они приобрели значимость для учащихся и нашли отклик в его переживаниях. Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. Стратегия «Положительная  мотивация » . Некоторым ученикам, испытывающим трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действии не срабатывают и , какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно , обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного  педагога  могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.
  3.  Мотивация  достижения и способности . Поведение , ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу не удач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избеганное не удачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегание не удачи — с тревожностью. Люди , мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на не удачу склонны к экстремальным выборам (не реально завышенные или заниженные). Мотивированные на не удачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложение цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера -картина меняется наоборот. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированны на достижения. Ни у очень сообразительных, ни у мало способных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком лёгкой» или «слишком трудной»
  4. Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. Па этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.  Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в .младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

  5 . Взаимоотношение учителя с  классом  и учебная  мотивация .

 Развитие учебной  мотивации  не возможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным  классом . Для устранения этой ситуации следует установить:

Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, ‘так и занижение уровня).

Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).

Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель-лидер» на атмосферу в классе.